Сюжет
Совместный проект
К главной

Контента меньше, потребление выше: что происходит на рынке платного ТВ

Какой видеоконтент смотрят в России, чего зрители ждут от операторов и какие технологии делают ТВ лучше, РБК рассказал директор по маркетингу компании «Триколор» Алексей Липилин
Алексей Липилин
Алексей Липилин
Директор по маркетингу компании «Триколор». Отвечает за стратегический и операционный маркетинг, продукт, аналитику, маркетинговые коммуникации, бренд и PR. Также является директором по развитию онлайн-кинотеатра. Ранее работал в МТС, Tele2 и «Нижегородской сотовой связи».

Новости, политика и турецкие сериалы

Расскажите о ситуации на рынке ТВ-контента. Какие можно выделить главные тренды?

Основных трендов два. Стало меньше контента — и его количество продолжает сокращаться. При этом потребление цифрового контента выросло. В прошлом году показатели увеличились с 20 до 27 часов в неделю.

Такие два тренда, казалось бы, должны друг другу противоречить, но они существуют параллельно.

Какой контент потребляют россияне, учитывая, что голливудские студии его больше нам не поставляют?

У нас всегда были востребованы каналы первого и второго мультиплексов. И на спутнике, и в OTT (over the top, доставка видеоконтента на устройство пользователя через интернет. — РБК Тренды) эти каналы в топе.

В связи с достаточно напряженной геополитической обстановкой вырос интерес зрителей к программам и каналам, на которых есть выпуски новостей, шоу о политике. Около 14% аудитории оператора «Триколор» сейчас регулярно смотрит новости. «Вести» на «России 1» занимают лидирующие места среди самых популярных ТВ-продуктов.

Это касается только вашей аудитории или характерно для всего рынка?

«Триколор» — крупнейший оператор платного телевидения в нашей стране. Нам из года в год доверяют почти 40 млн телезрителей. Соответственно, те тренды, которые видны в нашей базе, можно смело экстраполировать на всю страну.

Какие сериалы сейчас смотрят ваши зрители?

Киносериальный контент всегда был достаточно востребованным и таковым остается. Если говорить про первый мультиплекс, то криминальные, детективные и исторические сериалы пользуются особой популярностью. На каналах второго мультиплекса — мелодрамы, которые можно найти, например, на «Домашнем» или ТНТ.

Чем заменить кино и сериалы, которые больше не поставляются в Россию западными компаниями?

Абсолютно все участники рынка пытаются так или иначе заместить тот контент, который ушел из России. Некоторые компании вкладывают большие средства в производство собственного уникального контента — как индивидуально, так и в коллаборациях.

Кто-то ищет альтернативы. Например, у нас турецкий контент пользуется очень большим спросом. Люди смотрят его взахлеб. Турецкие сериалы всегда были популярны у наших зрителей. Но в столь массовом виде это новая для России история.

В каких-то еще странах, помимо Турции, можно покупать киносериальную продукцию?

У нас есть наработки в этом направлении. Недавно на эксклюзиве заключили новый контракт и скоро начнем показывать филиппинский контент. Там, оказывается, все тоже неплохо с сериалами.

А те зрители, которые не готовы переключаться на турецкую и филиппинскую историю? Что они смотрят?

Мы видим, что увеличилось количество людей, которые ищут нелицензионный контент в интернете. Такой тренд — не совсем легальное потребление — тоже есть.

С моей точки зрения, бороться с этим невозможно. Наша задача — дать альтернативу, хорошо и качественно сделанный продукт.

Наличие контента — это еще не все. Важно, насколько людям нравится интерфейс, хорошо ли работает сервис, удобный ли поиск. Участники рынка платного ТВ стремятся к тому, чтобы делать продукты максимально привлекательными. И одновременно находить интересный для своей аудитории контент. В этом наш основной вклад в борьбу с нелегальным потреблением.

Слабый интернет и большой телевизор

Кто сегодня потребляет платный ТВ-контент в России? За какую аудиторию идет основная борьба?

Наша аудитория — это в основном семейные зрители. Возраст — от 35 лет, доход — средний и немного выше среднего.

Значительная часть аудитории — это люди, которые проживают в частных домах. Многие зрители имеют дачу и пользуются там как спутниковым продуктом, так и онлайн-кинотеатром.

Наша аудитория в хорошем смысле консервативная, ценит качество и стабильность. Люди с нами давно и надолго, они проходят вместе с компанией «Триколор» разные жизненные этапы. Например, человек подключил детскую подписку, потом отключил ее — мы понимаем, что у него ребенок вырос. Потом снова подключил детский пакет: у человека появился еще один ребенок, можно за него порадоваться.

Что подталкивает эту аудиторию пользоваться спутниковыми сервисами?

Определяющих факторов два. Первое — люди хотят получать максимально качественный продукт с широким пакетом каналов. Второй фактор — у людей отсутствует альтернатива по технологиям.

Как это происходит? Ты пытаешься у себя на даче, в загородном доме или еще где-то организовать доступ в интернет. Если это крупный населенный пункт или коттеджный поселок неподалеку от большого города, то там нормальная фиксированная связь, оптоволокно. Хотя фиксированный интернет тоже не всегда хороший. А у большой части аудитории интернет дома организован через мобильный канал.

И кино на нем смотреть нельзя?

Его не хватает, чтобы смотреть видео в высоком качестве.

Телевизоры сейчас очень подешевели, много больших и недорогих моделей. А когда ты подключаешь большой телевизор, то хочешь смотреть видео как минимум в HD. И в местах, где нет нормального, качественного интернета, хорошую ТВ-картинку на большом экране в состоянии обеспечить только спутниковое телевидение.

Тем более если вы хотите картинку в качестве 4K. Мы были первыми в России, кто запустил 4K на спутнике. Сейчас у нас восемь таких каналов.

Операторы мобильной связи обещают своим абонентам все более высокие скорости. Этого все равно недостаточно?

Пару лет назад можно было качать гигабайты через мобильный интернет, но эта ситуация ушла в прошлое. Сейчас вы не найдете тарифного плана с безлимитным интернетом ни на смартфоне, ни через роутер. Бывают пакеты поменьше или побольше, за дополнительную плату можно их увеличивать, но не до безлимита.

Тренд касается не только новых подключений, но и архивных тарифов. По многим архивным планам операторы изменили условия, ушли от безлимита.

Сейчас процесс в самом разгаре, хотя не все его почувствовали. Когда люди ощутят его на себе, многие вспомнят хорошую альтернативу в виде спутникового телевидения. 2024 год будет очень показательным в этом смысле.

Подписка за 1000 рублей и «вечные» приставки

Как участники рынка платного ТВ сегодня борются за аудиторию? За счет каких факторов привлекают зрителей?

Во-первых, цена. Осенью прошлого года мы достаточно радикально поменяли ценообразование в онлайн-кинотеатре. Годовая подписка стоит теперь в пределах 1000 рублей. В квитанциях на оплату услуг ЖКХ, которые получают жители многоквартирных домов, у многих до сих пор есть графа «коллективная антенна». В среднем по стране она стоит 200 рублей в месяц. То есть почти 2500 рублей человек платит за коллективную антенну в год. А за 1000 рублей можно смотреть намного более разнообразный контент сразу на пяти устройствах.

Что еще позволяет привлекать зрителей, помимо цены?

Вторая составляющая — это, конечно, контент. Мы уже говорили о турецких и филиппинских сериалах. Также мы продолжаем сотрудничество с участниками рынка, у которых есть свой контент. У нас партнерство с Premier, Amediateka, недавно появился новый партнер — онлайн-кинотеатр Start.

Как сильно различается объем доступного контента у разных операторов?

Основные пакеты похожи у всех участников рынка. Но у нас, в отличие от многих других игроков, невероятно богатый канальный план. И в онлайн-кинотеатре каналов почти столько же, сколько на спутниковой платформе.

К основной подписке можно немного доплатить и получить дополнительно детский или взрослый пакет. Плюс есть всякие интересные программы, когда клиентам, своевременно оплачивающим подписку, даем месяцы в подарок. Или они могут взять себе дополнительные периоды телесмотрения по нашей программе лояльности. Это тоже хороший, достаточно серьезный инструмент борьбы за аудиторию.

Относительно недавно компания «Триколор» перешла к новому позиционированию. В чем его основные особенности и на что оно опирается?

Новое позиционирование — про качество: самой услуги, сервисного обслуживания, оборудования.

У компании наиболее широкий канальный план на рынке, удобная структура подписок, собственный контактный центр с почти стопроцентной дозваниваемостью. То есть клиент получает качественную услугу в режиме 24/7.

Наше оборудование живет очень долго. У некоторых клиентов стоят приставки, которым уже по десять лет: люди меняют их просто потому, что они морально устарели: не поддерживают новый кодек, на них нельзя смотреть контент в 4K, они не могут быть подключены к интернету и пр. Причем мы после возврата не выбрасываем оборудование, а правильно его перерабатываем. За последние десять лет мы переработали таким образом несколько миллионов приставок.

Видите ли вы какую-то отдачу от нового позиционирования? Например, рост клиентской базы?

К сожалению, спутниковое ТВ — не тот рынок, где можно говорить о большом росте клиентской базы. Это касается не только России. Технологический уклад меняется, и на смену спутниковому ТВ приходят другие форматы. Но отток клиентов стал значительно меньше. Устойчиво год от года растет средний чек, показатели удовлетворенности и лояльности клиентов.

Фильмы без интернета и российские телевизоры

Какие интересные нестандартные сервисы стали доступны зрителям в последнее время?

Сейчас мы расширяем наш сервис «Синематека», улучшаем его интерфейс и возможности. Например, если у вас нет доступа в интернет или интернет плохой, контент можно получать со спутника.

Подключаете накопитель к приставке и закачиваете контент на свое устройство, а потом можете его в удобное время посмотреть. Сервис уникальный для рынка и очень востребованный.

Многие рынки сегодня испытывают сложности с оборудованием из-за ухода западных компаний. Вас это не коснулось?

Наше оборудование производится в России технологическим партнером — холдингом GS Group. У него есть инновационный кластер в Калининграде, где оборудование разрабатывается и производится. Это снижает зависимость от импорта.

А программное обеспечение?

В текущих реалиях многие участники рынка почувствовали, что есть проблемы с поддержкой импортного ПО. Но наши приставки работают на российском ПО. Его разрабатывает компания, которая входит в GS Group. И это действительно огромный плюс.

Какое-то новое оборудование планируется выпускать?

Мы уже выпустили под брендом «Триколор» ряд девайсов. Например, есть телевизоры от компании «Триколор» — четыре варианта от 32 до 55 дюймов. За исключением самой меньшей диагонали, они все в 4K. Также есть сетевое оборудование, проекторы, саундбары. Не все телевизоры на рынке имеют хороший, качественный звук. И люди, которые хоть раз подключали к телевизору саундбар, хотят пользоваться им дальше.

Останавливаться на этом не собираемся, планируем эти линейки расширять. Проводим исследования, старательно изучаем, какие девайсы нужны нашей аудитории.

Компактные проекторы и три подписки на человека

Исходя из ваших исследований, какие девайсы будут востребованы в будущем?

У потребителей есть естественный запрос на российские бренды в категории электроники. Люди хотели бы, чтобы появлялись новые бренды с производством в России. Сетевое оборудование, роутеры, телевизоры, приставки для OTT-ТВ — все это будет пользоваться спросом.

Какие-то принципиально новые устройства могут появиться на рынке?

Если говорить про телевидение, то это мобильные переносные проекторы. Я не эксперт в технике, но думаю, что качественные, легкие и компактные проекторы, которые могут работать от прикуривателя в машине или портативных аккумуляторов, очень нужны. Это впечатление и от общения с участниками рынка, и просто мое личное как пользователя.

Вот пример из жизни. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году — я тогда работал в другой компании — один из наших филиалов собирался на корпоратив, сплав по реке на рафтах. Я заранее сказал коллегам: «Возьмите с собой комплект спутникового телевидения, у вас же с собой будет генератор». Они взяли тарелку, телевизор и смотрели футбол на большом экране. На той полянке они пользовались популярностью, к ним подсаживались другие туристы, все восхищались такой предусмотрительностью.

Но везти с собой телевизор с большой диагональю — так себе удовольствие. Портативный проектор сильно бы упростил дело.

Таких устройств пока нет на рынке?

Проекторов вообще немного, и они в основном стационарные. Компактных переносных моделей очень не хватает.

Как будет развиваться рынок платного ТВ с учетом дефицита контента и других трендов, о которых вы говорили? Ожидаете ли вы каких-то изменений?

Зрители разделятся на две группы. Первая — те, кому нужен нелегальный контент и кто не хочет ничего платить. Вторая — те, кто платить готов. И здесь число подписок на одного зрителя точно будет расти.

Сейчас люди, которые активно смотрят онлайн-кинотеатры, пользуются OTT, в среднем имеют по полторы-две подписки. Учитывая, что есть эксклюзивный контент, участники рынка продолжают его снимать, люди станут искать контент на разных площадках. Наверное, им будут интересны подписки от двух-трех игроков. Рост среднего количества подписок в расчете на одного пользователя OTT — это международный тренд, Россия здесь отстает пока от США и Европы, но уверенно движется в этом же направлении.

Тем более сами по себе подписки недорогие. Несколько сотен рублей в месяц — это не те деньги, ради которых нужно лишать себя удовольствия от просмотра качественного контента.

А контент устраивает зрителей и участников рынка?

Очень хочется, чтобы качество российского ТВ-продукта улучшилось. Я не кинокритик и не могу профессионально рассуждать о том, хороши ли наши российские фильмы и сериалы. Но как зритель могу сказать, что техническая сторона вопроса — качество картинки, свет, звук — на порядок улучшилась за последнее время. Другие моменты пока оставляют желать лучшего.

На рынке сейчас сценарный дефицит: контент начали производить многие участники, а количество сценаристов резко не увеличилось. Это целая школа, которая развивается годами.

Но я верю, что в условиях дефицита развитие нашего, отечественного продукта получит толчок. И мы в ближайшие годы увидим расцвет российского кино в плане сценариев, разнообразия историй и тематик, улучшения актерской игры и режиссуры.