Новости, политика и турецкие сериалы
Основных трендов два. Стало меньше контента — и его количество продолжает сокращаться. При этом потребление цифрового контента выросло. В прошлом году показатели увеличились с 20 до 27 часов в неделю.
Такие два тренда, казалось бы, должны друг другу противоречить, но они существуют параллельно.
У нас всегда были востребованы каналы первого и второго мультиплексов. И на спутнике, и в OTT (over the top, доставка видеоконтента на устройство пользователя через интернет. — РБК Тренды) эти каналы в топе.
В связи с достаточно напряженной геополитической обстановкой вырос интерес зрителей к программам и каналам, на которых есть выпуски новостей, шоу о политике. Около 14% аудитории оператора «Триколор» сейчас регулярно смотрит новости. «Вести» на «России 1» занимают лидирующие места среди самых популярных ТВ-продуктов.
«Триколор» — крупнейший оператор платного телевидения в нашей стране. Нам из года в год доверяют почти 40 млн телезрителей. Соответственно, те тренды, которые видны в нашей базе, можно смело экстраполировать на всю страну.
Киносериальный контент всегда был достаточно востребованным и таковым остается. Если говорить про первый мультиплекс, то криминальные, детективные и исторические сериалы пользуются особой популярностью. На каналах второго мультиплекса — мелодрамы, которые можно найти, например, на «Домашнем» или ТНТ.
Абсолютно все участники рынка пытаются так или иначе заместить тот контент, который ушел из России. Некоторые компании вкладывают большие средства в производство собственного уникального контента — как индивидуально, так и в коллаборациях.
Кто-то ищет альтернативы. Например, у нас турецкий контент пользуется очень большим спросом. Люди смотрят его взахлеб. Турецкие сериалы всегда были популярны у наших зрителей. Но в столь массовом виде это новая для России история.
У нас есть наработки в этом направлении. Недавно на эксклюзиве заключили новый контракт и скоро начнем показывать филиппинский контент. Там, оказывается, все тоже неплохо с сериалами.
Мы видим, что увеличилось количество людей, которые ищут нелицензионный контент в интернете. Такой тренд — не совсем легальное потребление — тоже есть.
С моей точки зрения, бороться с этим невозможно. Наша задача — дать альтернативу, хорошо и качественно сделанный продукт.
Наличие контента — это еще не все. Важно, насколько людям нравится интерфейс, хорошо ли работает сервис, удобный ли поиск. Участники рынка платного ТВ стремятся к тому, чтобы делать продукты максимально привлекательными. И одновременно находить интересный для своей аудитории контент. В этом наш основной вклад в борьбу с нелегальным потреблением.
Слабый интернет и большой телевизор
Наша аудитория — это в основном семейные зрители. Возраст — от 35 лет, доход — средний и немного выше среднего.
Значительная часть аудитории — это люди, которые проживают в частных домах. Многие зрители имеют дачу и пользуются там как спутниковым продуктом, так и онлайн-кинотеатром.
Наша аудитория в хорошем смысле консервативная, ценит качество и стабильность. Люди с нами давно и надолго, они проходят вместе с компанией «Триколор» разные жизненные этапы. Например, человек подключил детскую подписку, потом отключил ее — мы понимаем, что у него ребенок вырос. Потом снова подключил детский пакет: у человека появился еще один ребенок, можно за него порадоваться.
Определяющих факторов два. Первое — люди хотят получать максимально качественный продукт с широким пакетом каналов. Второй фактор — у людей отсутствует альтернатива по технологиям.
Как это происходит? Ты пытаешься у себя на даче, в загородном доме или еще где-то организовать доступ в интернет. Если это крупный населенный пункт или коттеджный поселок неподалеку от большого города, то там нормальная фиксированная связь, оптоволокно. Хотя фиксированный интернет тоже не всегда хороший. А у большой части аудитории интернет дома организован через мобильный канал.
Его не хватает, чтобы смотреть видео в высоком качестве.
Телевизоры сейчас очень подешевели, много больших и недорогих моделей. А когда ты подключаешь большой телевизор, то хочешь смотреть видео как минимум в HD. И в местах, где нет нормального, качественного интернета, хорошую ТВ-картинку на большом экране в состоянии обеспечить только спутниковое телевидение.
Тем более если вы хотите картинку в качестве 4K. Мы были первыми в России, кто запустил 4K на спутнике. Сейчас у нас восемь таких каналов.
Пару лет назад можно было качать гигабайты через мобильный интернет, но эта ситуация ушла в прошлое. Сейчас вы не найдете тарифного плана с безлимитным интернетом ни на смартфоне, ни через роутер. Бывают пакеты поменьше или побольше, за дополнительную плату можно их увеличивать, но не до безлимита.
Тренд касается не только новых подключений, но и архивных тарифов. По многим архивным планам операторы изменили условия, ушли от безлимита.
Сейчас процесс в самом разгаре, хотя не все его почувствовали. Когда люди ощутят его на себе, многие вспомнят хорошую альтернативу в виде спутникового телевидения. 2024 год будет очень показательным в этом смысле.
Подписка за 1000 рублей и «вечные» приставки
Во-первых, цена. Осенью прошлого года мы достаточно радикально поменяли ценообразование в онлайн-кинотеатре. Годовая подписка стоит теперь в пределах 1000 рублей. В квитанциях на оплату услуг ЖКХ, которые получают жители многоквартирных домов, у многих до сих пор есть графа «коллективная антенна». В среднем по стране она стоит 200 рублей в месяц. То есть почти 2500 рублей человек платит за коллективную антенну в год. А за 1000 рублей можно смотреть намного более разнообразный контент сразу на пяти устройствах.
Вторая составляющая — это, конечно, контент. Мы уже говорили о турецких и филиппинских сериалах. Также мы продолжаем сотрудничество с участниками рынка, у которых есть свой контент. У нас партнерство с Premier, Amediateka, недавно появился новый партнер — онлайн-кинотеатр Start.
Основные пакеты похожи у всех участников рынка. Но у нас, в отличие от многих других игроков, невероятно богатый канальный план. И в онлайн-кинотеатре каналов почти столько же, сколько на спутниковой платформе.
К основной подписке можно немного доплатить и получить дополнительно детский или взрослый пакет. Плюс есть всякие интересные программы, когда клиентам, своевременно оплачивающим подписку, даем месяцы в подарок. Или они могут взять себе дополнительные периоды телесмотрения по нашей программе лояльности. Это тоже хороший, достаточно серьезный инструмент борьбы за аудиторию.
Новое позиционирование — про качество: самой услуги, сервисного обслуживания, оборудования.
У компании наиболее широкий канальный план на рынке, удобная структура подписок, собственный контактный центр с почти стопроцентной дозваниваемостью. То есть клиент получает качественную услугу в режиме 24/7.
Наше оборудование живет очень долго. У некоторых клиентов стоят приставки, которым уже по десять лет: люди меняют их просто потому, что они морально устарели: не поддерживают новый кодек, на них нельзя смотреть контент в 4K, они не могут быть подключены к интернету и пр. Причем мы после возврата не выбрасываем оборудование, а правильно его перерабатываем. За последние десять лет мы переработали таким образом несколько миллионов приставок.
К сожалению, спутниковое ТВ — не тот рынок, где можно говорить о большом росте клиентской базы. Это касается не только России. Технологический уклад меняется, и на смену спутниковому ТВ приходят другие форматы. Но отток клиентов стал значительно меньше. Устойчиво год от года растет средний чек, показатели удовлетворенности и лояльности клиентов.
Фильмы без интернета и российские телевизоры
Сейчас мы расширяем наш сервис «Синематека», улучшаем его интерфейс и возможности. Например, если у вас нет доступа в интернет или интернет плохой, контент можно получать со спутника.
Подключаете накопитель к приставке и закачиваете контент на свое устройство, а потом можете его в удобное время посмотреть. Сервис уникальный для рынка и очень востребованный.
Наше оборудование производится в России технологическим партнером — холдингом GS Group. У него есть инновационный кластер в Калининграде, где оборудование разрабатывается и производится. Это снижает зависимость от импорта.
В текущих реалиях многие участники рынка почувствовали, что есть проблемы с поддержкой импортного ПО. Но наши приставки работают на российском ПО. Его разрабатывает компания, которая входит в GS Group. И это действительно огромный плюс.
Мы уже выпустили под брендом «Триколор» ряд девайсов. Например, есть телевизоры от компании «Триколор» — четыре варианта от 32 до 55 дюймов. За исключением самой меньшей диагонали, они все в 4K. Также есть сетевое оборудование, проекторы, саундбары. Не все телевизоры на рынке имеют хороший, качественный звук. И люди, которые хоть раз подключали к телевизору саундбар, хотят пользоваться им дальше.
Останавливаться на этом не собираемся, планируем эти линейки расширять. Проводим исследования, старательно изучаем, какие девайсы нужны нашей аудитории.
Компактные проекторы и три подписки на человека
У потребителей есть естественный запрос на российские бренды в категории электроники. Люди хотели бы, чтобы появлялись новые бренды с производством в России. Сетевое оборудование, роутеры, телевизоры, приставки для OTT-ТВ — все это будет пользоваться спросом.
Если говорить про телевидение, то это мобильные переносные проекторы. Я не эксперт в технике, но думаю, что качественные, легкие и компактные проекторы, которые могут работать от прикуривателя в машине или портативных аккумуляторов, очень нужны. Это впечатление и от общения с участниками рынка, и просто мое личное как пользователя.
Вот пример из жизни. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году — я тогда работал в другой компании — один из наших филиалов собирался на корпоратив, сплав по реке на рафтах. Я заранее сказал коллегам: «Возьмите с собой комплект спутникового телевидения, у вас же с собой будет генератор». Они взяли тарелку, телевизор и смотрели футбол на большом экране. На той полянке они пользовались популярностью, к ним подсаживались другие туристы, все восхищались такой предусмотрительностью.
Но везти с собой телевизор с большой диагональю — так себе удовольствие. Портативный проектор сильно бы упростил дело.
Проекторов вообще немного, и они в основном стационарные. Компактных переносных моделей очень не хватает.
Зрители разделятся на две группы. Первая — те, кому нужен нелегальный контент и кто не хочет ничего платить. Вторая — те, кто платить готов. И здесь число подписок на одного зрителя точно будет расти.
Сейчас люди, которые активно смотрят онлайн-кинотеатры, пользуются OTT, в среднем имеют по полторы-две подписки. Учитывая, что есть эксклюзивный контент, участники рынка продолжают его снимать, люди станут искать контент на разных площадках. Наверное, им будут интересны подписки от двух-трех игроков. Рост среднего количества подписок в расчете на одного пользователя OTT — это международный тренд, Россия здесь отстает пока от США и Европы, но уверенно движется в этом же направлении.
Тем более сами по себе подписки недорогие. Несколько сотен рублей в месяц — это не те деньги, ради которых нужно лишать себя удовольствия от просмотра качественного контента.
Очень хочется, чтобы качество российского ТВ-продукта улучшилось. Я не кинокритик и не могу профессионально рассуждать о том, хороши ли наши российские фильмы и сериалы. Но как зритель могу сказать, что техническая сторона вопроса — качество картинки, свет, звук — на порядок улучшилась за последнее время. Другие моменты пока оставляют желать лучшего.
На рынке сейчас сценарный дефицит: контент начали производить многие участники, а количество сценаристов резко не увеличилось. Это целая школа, которая развивается годами.
Но я верю, что в условиях дефицита развитие нашего, отечественного продукта получит толчок. И мы в ближайшие годы увидим расцвет российского кино в плане сценариев, разнообразия историй и тематик, улучшения актерской игры и режиссуры.