Сюжет
Совместный проект
К главной

Голливуду ищут замену: что происходит с ТВ-контентом в России

Как изменилось телесмотрение после ухода голливудских студий и что заменит западный контент, разбираемся вместе с крупнейшим в стране оператором платного телевидения, компанией «Триколор»

«Ирония судьбы» и патриотическое кино

В начале 2022 года крупнейшие голливудские кинокомпании отказались поставлять свою продукцию на российский рынок. Они перестали продавать лицензии на новые проекты, а часть студий вообще ушла из РФ. Кинотеатры лишились западных премьер, а с онлайн-площадок стали постепенно пропадать старые фильмы и сериалы.

Сокращение объема контента различалось в зависимости от площадки. По оценкам TelecomDaily, у разных платформ глубина падения составляла от 5 до 42%. Конкретный показатель зависел от того, сколько западного контента было на площадках и когда у них заканчиваются права на показ того или иного фильма и сериала.

Но далеко не все участники рынка столкнулись с критическим дефицитом контента, отмечают в  компании «Триколор». Сегодня это крупнейший в России оператор платного телевидения, его аудитория — около 40 млн зрителей в год. У компании есть свой онлайн-кинотеатр «Триколор Кино и ТВ» более чем с 200 каналов, в нем представлены более 55 тыс. фильмов и сериалов.

«Даже полтора года назад мейджорская (мейджоры — крупные киностудии и рекорд-лейблы, лидирующие на рынке. — Прим. РБК Тренды) библиотека фильмов и сериалов не заполняла собой все пространство платформ и телеканалов. Она была важной, но все-таки лишь одной из составляющих большой фильмотеки», — говорит Марина Гаспарян, директор по производству контента компании «Триколор».

По итогам 2022 года оператор изучил телесмотрение в России и предпочтения зрителей. Исследование показало, что самые высокие рейтинги на федеральных каналах продолжают собирать советские кинокартины. Например, «Ирония судьбы», «Любовь и голуби», «Иван Васильевич меняет профессию». Также в лидерах — фильмы с патриотическим уклоном: «Диверсант», «Огонь», «Калашников».

Интерес к российскому и советскому контенту виден и на каналах собственного производства оператора «Триколор». Фокус зрителей смещается туда, где можно посмотреть старые фильмы и поностальгировать. Высокие результаты показали каналы «Любимое», «День Победы» и «Наше».

В онлайне российские новинки уже перехватывают аудиторию у голливудских фильмов. «В нашем онлайн-кинотеатре последние недели топовое смотрение у нового фильма «Нюрнберг» (вышел в марте 2023 года, дистрибьютор — «Россия 1». — РБК), — рассказывает Гаспарян. — Он стоит в окружении качественного высококонкурентного контента, в том числе западного. Тем не менее аудитория демонстрирует интерес именно к нему».

Интерес к новостям и политическим ток-шоу

Самый яркий тренд в телесмотрении 2022 года — перераспределение зрителей между киносериальным и новостным контентом. Но оно связано больше с общественно-политической повесткой, чем с уходом западных мейджоров.

В конце февраля — марте 2022-го доля аудитории, которая смотрит новостные и социально-политические программы, выросла до 20%, то есть более чем вдвое. Еще один всплеск случился в сентябре. К декабрю интерес к такому контенту снизился до 11%. Но это все равно выше, чем в начале года.

Познавательно-развлекательный сегмент тоже показывал рост. Во второй половине года его стабильно смотрели более 30% зрителей. Драйвером здесь стали политические ток-шоу.

Новостной и познавательно-развлекательный контент нарастил аудиторию за счет других сегментов, в том числе спортивного. Доля аудитории, которая смотрит спортивные программы, в течение года колебалась в районе 1–2%. Единственное исключение — зимняя Олимпиада в Пекине. Во время ее проведения показатель увеличился до 7%.

Из сегмента детского контента интерес тоже смещался в сторону информационно-аналитических программ. Кроме того, на показатели повлиял уход зарубежных детских каналов, в том числе общедоступного Disney.

На фоне перераспределения интересов спрос на кино и сериалы оказался ниже 50% впервые за последние четыре года. Тем не менее этот сегмент по-прежнему остается самым популярным у телезрителей.

«В моменты важных общественно-политических событий фокус внимания аудитории смещался с развлекательного контента на новостной. Сейчас доля смотрения киносериального контента составляет 49–50%. Как только новостной фон успокаивается, все довольно быстро возвращается к практически прежним показателям», — объясняет Гаспарян.

В онлайн-кинотеатре «Триколор», где тоже доступен большой пакет ТВ-каналов, тенденции похожие. «Тренды почти повторяют друг друга. Радикальных различий между спутниковым вещанием и кинотеатром мы не видим», — добавляет она.

Вадим Гречишкин, руководитель маркетинга и монетизации онлайн-кинотеатра «Триколор»:

«В нашем конкретном случае аудитории SAT (спутникового вещания) и OTT (онлайн-кинотеатра) значимо не отличаются, так как большая часть потребителей OTT пришла к нам из SAT-среды. Характерный общий аспект для двух этих сред — управление эфиром. То есть вся наша база — это активные любители нелинейного просмотра, поэтому им близок онлайн-кинотеатр по своей сути. И здесь они ищут новинки, детский контент, популярные фильмы и сериалы, а также возможность потребления огромного количества наших уникальных каналов собственного производства как на персональных устройствах, так и вместе с семьей на больших экранах дома и на даче».

Турецкие лидеры и филиппинские новинки

Внутри киносериального сегмента голливудскую продукцию заменяют не только отечественной, но и зарубежной. К примеру, три-четыре года назад оператор «Триколор» начал экспериментировать с турецким контентом.

«На тот момент сетка собственных телеканалов больше чем наполовину состояла из мейджорских фильмов и сериалов. А из турецких проектов на рынке был только один громкий кейс — сериал «Великолепный век», — вспоминает Гаспарян. — Поэтому опереться на какой-то системный опыт коллег мы не могли. И решились на эксперимент, чтобы посмотреть на реакцию зрителя, отобрав, на наш экспертный взгляд, самые интересные для нашей целевой аудитории сериалы».

Одним из первых турецких проектов собственных телеканалов компании «Триколор» стал сериал «Ветреный». Как только его пустили в эфир, фокус аудитории сместился именно на эту новинку. Доля смотрения сериала в 4–4,5 раза превышала показатели смотрения мейджорского контента.

После этого компания приобрела еще несколько турецких проектов и первой показала их российской телевизионной аудитории на телеканале собственного производства «Романтичное». Все сериалы стали успешными и показали долю смотрения намного выше средней доли телеканала. Каждый из проектов в год своей премьеры возглавлял топы смотрения — и телеканала «Романтичное», и онлайн-кинотеатра «Триколор Кино и ТВ».

Марина Гаспарян подчеркивает, что у турецких производителей довольно разноплановые библиотеки сериалов, рассчитанные на разные целевые группы. Это не только продукция для аудитории старшего возраста, но и мелодрамы для женщин около 40 лет и легкие романтические комедии для аудитории 25+.

Кроме того, оператор стал экспериментировать с латиноамериканским и азиатским контентом. И параллельно заключил эксклюзивный контракт с крупнейшей телерадиовещательной сетью Филиппин GMA Network. Первый сериал обещают выпустить в эфир в августе этого года.

«Вскоре после выхода премьеры мы сможем сделать промежуточные выводы о том, насколько интересен зрителям филиппинский контент. Но уже сейчас очевидно, что аудитория не ограничивается продукцией мейджоров. То есть успешная замена ушедшего контента вполне может состояться», — подчеркивает Гаспарян.

По ее словам, по духу турецкий, филиппинский и другой подобный контент очень близок к российским сериалам с полюбившимися зрителю драмами и семейными перипетиями. Кроме того, успех таких новинок во многом объясняется качественной локализацией. Оператор тратит на этот этап много ресурсов. Для перевода сериалов, особенно с историческим уклоном, привлекают экспертов по культуре и истории страны. Проводится серьезный кастинг на подбор актеров дубляжа. На локализацию каждого сериала уходит несколько месяцев.

Собственные ТВ-проекты и новые каналы

Производство кино и сериалов — дорогостоящая история, которая окупается далеко не всегда. Тем не менее некоторые российские платформы уже приступили к съемкам. Другие ждут, пока на рынке появится готовая российская продукция.

Компания «Триколор» выбрала компромиссный вариант и пробует снимать оригинальный контент в жанре шоу. Для этого оператор уже запустил собственный онлайн-проект «Большой эфир». Здесь транслируют яркие события из спортивной и культурной жизни. По сути, он дает возможность любому жителю России попасть на ТВ-экран.

Среди самых популярных программ на канале генеральный продюсер компании Михаил Анисимов называет стендап-вечера «Всероссийская лига юмора». Это конкурс, в котором приняли участие комики более чем из 80 регионов России. Успехом также пользуются любительские турниры по боям «Кулак», проект о правильном питании и здоровом образе жизни «Худеем с Татьяной», а также ТВ-конкурс «Музыка моей страны». В нем могут участвовать все желающие: авторы, сольные исполнители, группы. Для этого нужно снять клип на свою песню (достаточно съемки на телефон), который оценит экспертное жюри.

Еще во время пандемии оператор совместно с Александринским театром провел эксперимент и впервые в мире в прямом эфире показал премьеру спектакля «Маузер». Постановку посмотрели в онлайне более 1,5 млн человек. Этот опыт подтолкнул к еще одному важному запуску.

Михаил Анисимов, генеральный продюсер компании «Триколор»:

«Удачный опыт сотрудничества с Александринским театром и подсказал нам идею запустить проект «Театральный абонемент. Акт 1. Национальные театры». Он включает в себя десять лучших спектаклей национальных театров России.

География проекта — от Санкт-Петербурга до Якутии. Спектакли были отобраны вместе с Ассоциацией национальных театров.

Даже в национальных округах у огромного количества людей нет возможности попасть в театр, где показывают спектакли на их национальном языке. И мы даем такую возможность жителям отдаленных уголков России.

Во время поездок по стране мы поняли, что спрос на такого рода контент очень высок. В каждом театре, где проходили съемки, залы всегда были полные. Это говорит о большом интересе у зрителя к национальному театру».

Снова «Гарри Поттер» и новая библиотека

По итогам 2023 года мейджорский контент частично сохранит свои позиции, прогнозирует Марина Гаспарян. «В нашем топе снова будут «Гарри Поттер», «Властелин колец» и много других мейджорских фильмов. У нас пока есть действующие лицензии на эти популярные франшизы, и мы еще не раз сможем поставить их в эфир», — говорит она.

Когда права истекут, без контента зрители в любом случае не останутся. Российское производство кино и сериалов, по прогнозам компании «Триколор», будет расти. А за рубежом уже сейчас можно купить гораздо больше контента, чем рынок потерял с уходом Голливуда.

Другое дело — качественно заместить ушедший контент. Сделать это мгновенно не получится.

«В России сейчас снимают достаточно много сериалов. Но нужно учитывать, что мейджоры очень долго копили свои библиотеки. Они снимали десятилетиями, и далеко не все их проекты прошли проверку временем, значительная часть продукции отсеивалась, — напоминает Гаспарян. — Чтобы нам накопить такие же качественные библиотеки, понадобится не год и не два».