Сюжет
Совместный проект
К главной

Космос на связи

Этапы развития спутникового ТВ: от первых космических аппаратов до формата Ultra HD

Сегодня во всех уголках России пользователям доступны самые качественные цифровые услуги: спутниковое телевидение и интернет, онлайн-кинотеатр, видеонаблюдение и управление умным домом. Но так было не всегда.

Вспоминаем, как менялись спутниковое вещание и другие технологические решения, позволяющие создать единое цифровое пространство развлечений и сервисов для всей семьи. И как на базе новых технологий развивался крупнейший оператор платного ТВ в стране — «Триколор».

Первый этап: космическая гонка и ее плоды

1945
Космическая гонка и ее плоды

В журнале Wireless World появляется статья, довольно точно описывающая модель спутникового вещания. Ее автор — офицер британской армии Артур Кларк, который в будущем станет всемирно известным писателем-фантастом.

Согласно концепции Кларка, можно расположить на геостационарной орбите три спутника и покрыть всю планету ультракоротковолновым вещанием. Он был уверен, что на создание системы уйдет 50 лет. Прогноз не оправдается: соперничество СССР и США резко ускорит развитие технологий.

1957
Начинается космическая гонка

СССР выводит на орбиту «Спутник-1». Год спустя США отправляют в космос спутник Explorer-I.

1960-е
От пробных запусков страны переходят к практическому использованию спутников
1962
Запуск Американского Telstar-1

Он способен обеспечивать двустороннюю телефонную связь по 60 каналам или трансляцию одной ТВ-программы. С его помощью президент США Джон Кеннеди проводит трансатлантическую пресс-конференцию.

1965
Запуск спутника связи «Молния-1»

Благодаря ему жители Дальнего Востока впервые видят первомайский парад в Москве в режиме реального времени.

В СССР строят сеть «Орбита» из 20 наземных станций, чтобы обеспечить Дальний Восток, Крайний Север и Среднюю Азию телевещанием и многоканальной телефонной связью.

Второй этап: расцвет спутникового ТВ и цифровое вещание

Конец 1970-х
Новое телевидение

Появляются устройства, позволяющие домохозяйствам использовать все преимущества нового телевидения. В Японии создают стандарт телевидения высокой четкости (HDTV, High Definition Television) и линейку HDTV-аппаратуры. Телевизор стоит почти $10 тыс.

В США поступают в продажу первые домашние спутниковые тарелки диаметром от 3 до 6 м. Их стоимость — от $5 тыс. до $10 тыс. Но по мере развития технологий цена будет снижаться и в следующем десятилетии упадет примерно до $2 тыс.

1980–1991
Запуск спутниковых телеканалов

По всему миру запускаются спутниковые телеканалы. Например, в Великобритании начинает вещание Satellite Television Ltd., который позже переименуют в Sky One.

За месяц до распада СССР начинает работу первый отечественный оператор спутникового телевидения — «Космос ТВ».

1990-е
Старт цифрового вещания

Сразу в нескольких странах начинаются цифровые трансляции в формате DVB-S (Digital Video Broadcasting Satellite). Эти технологии приближают спутниковое ТВ к зрителю: цифровые системы требуют тарелок меньшего диаметра и дают более высокое качество картинки.

Цены на оборудование и спутниковые услуги снижаются.

Третий этап: массовое спутниковое ТВ и интернет

2003–2004
Спутниковый интернет становится доступен пользователям в нескольких странах

Например, американская компания использует для этого новый космический аппарат e-BIRD. А в Канаде отправляют на орбиту один из самых крупных спутников в истории — Anik F2 со 114 транспондерами.

Он обеспечивает спутниковым телевидением и интернетом большинство отдаленных регионов страны.

2005–2008
Начинает работу российская компания «Триколор» (до 2018 года "Триколор ТВ")

В скором времени займет позиции крупнейшего оператора спутникового ТВ в стране. На первом этапе вещание на европейскую часть России идет через французский спутник Eutelsat W4. Чтобы расширить покрытие и начать вещание в Сибири, оператор вскоре задействует еще один спутник — «Бонум-1».

Всего за два года после начала работы «Триколор» аудитория оператора достигнет 500 тыс. человек.

Чтобы обеспечить растущую аудиторию качественным оборудованием, ресиверы для «Триколор» начинает собирать российский производитель GS Group в Гусеве (Калининградская область). Компания становится технологическим партнером оператора спутникового ТВ.

2010
Число зрителей «Триколор» достигает 6 млн человек

Оператор запускает пакет каналов в формате MPEG-4. Формат отличается усовершенствованным алгоритмом сжатия изображения без потери качества вещания и позволяет зрителям смотреть каналы в HD-формате.

Четвертый этап: новые стандарты и ТВ высокой четкости

2012
ТВ-картинка становится еще более четкой благодаря внедрению новых стандартов телевидения

В 2012-м начинает вещание первый HD-мультиплекс «Триколор Full HD» (Full High Definition). Это формат, представленный компанией Sony и предусматривающий разрешение 1920 на 1080 пикселей.

В том же году Международный союз электросвязи утверждает новый стандарт телевидения сверхвысокой четкости — Ultra High Definition Television (Ultra HD 4K) с разрешением 3840 на 2160 пикселей.

2013–2014
Компании быстро осваивают очередной стандарт вещания

Глобальный оператор SES запускает первую трансляцию Ultra HD со спутника Astra. «Триколор» первым проводит трансляцию в формате сверхвысокой четкости в России. Зрителям показывают 19-минутный ролик об экстремальных видах спорта, снятый видеокамерой с разрешением 4K.

После успешной демонстрации оператор постепенно переходит к полноценной работе в новом стандарте. «Триколор» начинает вещание сначала одного телеканала в Ultra HD 4K, а затем и целого пакета каналов.

Как первый оператор, запустивший в России регулярное вещание в формате сверхвысокой четкости, «Триколор» получает отраслевую награду. Компанию отмечают Национальной премией в области спутникового, кабельного и интернет-телевидения «Золотой луч» в специальной номинации «Открытие года».

2015
«Триколор» продолжает расширять покрытие и аудиторию, в том числе с использованием новых форматов

К оператору подключается 5-миллионный HD-абонент. Теперь их доля достигает 45% от общей клиентской базы в 11 млн пользователей. Охват «Триколор ТВ» составляет 96% населения России.

Большую роль компании на рынке снова подтверждают наградами. В 2015 году она третий раз подряд получает премию Comnews Awards как крупнейший оператор платного ТВ. Кроме того, «Триколор» награждают премией Telesputnik Awards — «За вклад в развитие цифрового ТВ в России».

2016
Начинает работать онлайн-кинотеатр от «Триколор»

Он открывает зрителям доступ к фильмам, сериалам и мультфильмам в формате высокой четкости. Все это помогает наращивать абонентскую базу: она достигает 12 млн пользователей. Также совместно с компанией Eutelsat Networks запущен спутниковый интернет от оператора «Триколор».

За развитие инновационных технологий в области спутникового ТВ компанию награждают специальным призом от ФГУП «Космическая связь» (государственный спутниковый оператор, управляет космическими аппаратами) в рамках премии «Большая цифра». Спустя несколько лет компания получит эту награду еще раз.

Пятый этап: цифровая среда для зрителя

2018
«Триколор» проводит ребрендинг

Обновляет логотип и позиционирование. Теперь компания называется «Триколор» и работает как мультиплатформенный оператор цифровой среды.

Это один из первых шагов к расширению продуктовой линейки, которая вскоре выйдет далеко за пределы телевидения.

2019–2021
Расширение продуктового предложения

«Триколор» активно развивает собственные телеканалы, включая «Большой эфир», где идут прямые трансляции культурных и спортивных событий. Появляются каналы, посвященные конкретной тематике: «Блокбастер», «Камеди», «Про любовь» и др.

Также компания активно расширяет продуктовую линейку.

Появляются принципиально новые для оператора платного ТВ сервисы. Например, «Триколор Умный дом» и «Триколор Видеонаблюдение».

2022
Оператор запускает первые детские каналы собственного производства — «ТипТоп» и «Чижик»

Кроме того, формирует пространство детских сервисов «Триколор Детям». Помимо контента, оно включает видеоняню, а также детский интерфейс и пульт, которые ограждают маленьких зрителей от взрослого контента.

К запуску детских каналов и безопасной среды подтолкнули новые знания об аудитории. В ходе исследований оператор выяснил, что 40% его клиентов — семьи с детьми и почти две трети из них ежедневно смотрят детский контент.

Статус оператора семейного ТВ помогает укрепить бренд и делает его еще более узнаваемым.

Результаты компании не проходят незамеченными. «Триколор» включают в список лучших брендов 2022 года по версии издания «Деловой Петербург». Для рейтинга экспертное жюри отбирает наиболее успешные современные компании, созданные в Санкт-Петербурге.

2023
На рынок выходят новые устройства под брендом «Триколор»

Компания выпускает собственную линейку 4K-телевизоров и мультимедийное устройство нового класса — медиахаб СЕЛИГЕР, с помощью которого можно смотреть ТВ, принимать и хранить видеоконтент, управлять умным домом и цифровыми сервисами.

В то же время ТВ-контент не теряет значимости. Оператор реализует новые инициативы в этой сфере. Например, проект «Театральный абонемент», который позволяет зрителям со всей страны увидеть телеверсии лучших спектаклей национальных театров России.

Подобные инициативы помогли компании стать победителем национальной премии «Наш вклад», которая призвана отметить роль бизнеса и некоммерческих организаций в запуске социальных инициатив, поддержке экономики, образования, культуры, спорта и здравоохранения. В 2023 году «Триколор» занимает первое место в номинации «Партнер года».

«Триколор» в 2022–2023 годах

40 млн
человек — аудитория оператора «Триколор»
на 30%
выросло количество клиентов с доступом к Ultra HD-телеканалам за 2022 год
12,28 млн
пользователей — абонентская база
10,5 млн
пользователей — HD-клиенты
2,6 млн
пользователей онлайн-кинотеатра «Триколор Кино и ТВ»
915 тыс.
клиентов с доступом к Ultra HD-телеканалам
40%
клиентов — семьи с детьми
на 60%
вырос спрос россиян на услугу «Спутниковый интернет» в 2022 году
200+
каналов
20+
каналов собственного производства
11%
доля собственных каналов в спутниковом телесмотрении
22%
доля собственных каналов в онлайн-кинотеатре «Триколор Кино и ТВ»
40 млн
человек — аудитория оператора «Триколор»
12,28 млн
пользователей — абонентская база
10,5 млн
пользователей — HD-клиенты
2,6 млн
пользователей онлайн-кинотеатра «Триколор Кино и ТВ»
915 тыс.
клиентов с доступом к Ultra HD-телеканалам
на 30%
выросло количество клиентов с доступом к Ultra HD-телеканалам за 2022 год
40%
клиентов — семьи с детьми
на 60%
вырос спрос россиян на услугу «Спутниковый интернет» в 2022 году
200+ каналов
20+
каналов собственного производства
11%
доля собственных каналов в спутниковом телесмотрении
22%
доля собственных каналов в онлайн-кинотеатре «Триколор Кино и ТВ»

Что дальше

«Триколор» продолжит развивать мультипродуктовый подход. На очереди — запуск новых линеек техники и электроники в самых разных областях: бытовые приборы, электроинструменты, товары для детей, спортивный инвентарь и многое другое.
Таким образом, «Триколор» сегодня не только оператор платного ТВ и развлекательных сервисов, но и поставщик целого комплекса товаров и услуг на все случаи жизни.