Сюжет
Совместный проект
К главной

Алексей Липилин: «Телевидению нужен беспрецедентный перезапуск»

В 2023 году телеоператоры столкнулись с новыми вызовами, которые негативно влияли на качество вещания. Как с этим справились в «Триколор», рассказывает Алексей Липилин
Алексей Липилин
Алексей Липилин
Заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании «Триколор». Отвечает за продукт, аналитику, маркетинговые коммуникации, бренд и PR

Вещание без помех

Летом 2023 года абоненты спутникового ТВ заметили помехи и проблемы с сигналом. А уже осенью вы анонсировали выход на рынок проекта «Триколор Ultra» и начало нового этапа развития ТВ в России. Как это связано?

— Проблемы у всех операторов спутникового телевидения появились еще в начале года. Долго они были незаметны телезрителям, нам удавалось справиться с помехами. Но летом внешнее воздействие многократно усилилось. От нас потребовались кардинальные решения, мы вложились в строительство станции подъема спутникового сигнала и арендовали дополнительные транспондеры. В итоге создали еще более привлекательный российский продукт, полностью защищенный от помех и внешних обстоятельств. Так появился «Триколор Ultra».

За счет чего эта защита реализована?

— За счет дублирующего спутника. Решили сделать акцент на «Экспресс-АТ1», который находится на 56-м градусе, на него физически нельзя воздействовать извне. И построили новый телепорт в Сибири.

Получается, у «Триколор» теперь два спутника?

— Для вещания «Триколор» использует три спутника: «Экспресс-АМУ1», «Eutelsat 36B» и «Экспресс-АТ1». При этом у нас теперь два телепорта на 56-м градусе. Они друг друга дублируют, это очень надежно. Плюс удобство в настройке: спутники с отечественными частотами покрывают практически всю территорию страны. Выбор конкретного спутника зависит от возможности его прямой видимости в конкретной локации. Каналов столько же, никаких изменений не планируется.

56-й борт существовал и раньше или только появился?

— Он был, просто с меньшей емкостью, не с таким богатым канальным планом. Мы его прокачали, докупили дополнительную емкость, построили телепорт.

Зачем нужна дополнительная емкость?

— Чем емкости больше, тем больше каналов в отличном HD/UHD-качестве. Например, у наших ближайших конкурентов на спутнике 280 МГц емкости, у нас на одном только 56-м борту — 700 МГц на 20 транспондерах. Следующая задача — подобрать максимально интересный для аудитории продукт на этом борту.

Каналы с качественной картинкой и увлекательным содержанием?

— Да, важно не только количество каналов, но и их наполнение. Если канал попал в нашу сетку, а его не смотрят, значит, он долго не продержится. Мы детально изучаем по своей статистике, что люди смотрят, что им интересно. Есть своя система телеизмерения, а еще сотни тысяч приставок, которые подключены к интернету. Это огромная выборка, на основании данных мы анализируем, какой контент востребован.

Запрос на качество

Насколько быстро растет запрос аудитории на качество картинки: HD, Ultra HD, 4K, 6K?

— SD- и HD-качество отличаются невооруженным глазом, на телевизоре средней и большой диагонали вы легко заметите разницу. В 2012 году «Триколор» совершил своеобразную революцию на рынке. Мы первые запустили большой пакет из HD-каналов, был вау-эффект. За 11 лет люди привыкли к HD-качеству, теперь оно им необходимо. Появилось Ultra HD, разница с HD не так заметна, но картинка более четкая и насыщенная. Поэтому, предоставляя большой пакет каналов 4K UHD и Full HD, мы знаем, что наши абоненты получают то, что им необходимо. У «Триколор Ultra» 100+ каналов в формате Ultra HD и HD, а еще 100+ каналов развлекательной тематики и 100+ фильмовых.

Есть ли шанс у тех, кто живет далеко от крупных городов, получить такое же качество?

— Спутниковое телевидение тем и интересно обывателю, что неважно, где ты живешь: далеко в Сибири, в очень маленьком населенном пункте, в степях или горах. У тебя будет контент высочайшего качества, как и у жителей городов-миллионников. А если еще есть интернет, то можно подключить приставку и получить разные дополнительные интерактивные возможности: на паузу ставить, перематывать, смотреть онлайн-кинотеатр.

Разный контент по одной подписке

Онлайн-кинотеатры — еще одна угроза для телевидения?

— Вовсе нет, у спутниковых операторов могут быть свои онлайн-кинотеатры. У нас, например, это сервис «Триколор Кино и ТВ», у которого больше 200 каналов и все круто с контентом. Без подключения к спутниковому телевидению можно смотреть большое количество каналов. Мы планируем расширять библиотеку VOD (video on demand, видео по запросу. — Прим. РБК), у нас уже есть контент популярнейших российских видеосервисов. Подписка позволяет подключить пять устройств, например телевизор на кухне и в спальне, телефон, ноутбук, планшет.

Спутник »Экспресс-АТ1» позволяет нелинейно смотреть контент. Как это работает?

— Мы обновили сервис «Синематека». Он бесплатный и без подключения к сети загружает контент. Это могут быть фильмы и пр. Нужна только флешка или жесткий диск. Видео запишется, и абонент сможет смотреть его, когда ему удобно.

Сервис в шаговой доступности

Современный зритель разборчивый и требовательный. Ему нужно качество картинки, большой выбор. А что еще?

— Все по классике: стабильная работа, разнообразие, сервис — возможность обратиться в контактный центр, где помогут и расскажут. Еще доступное техническое обслуживание. Люди пользуются телевидением вдолгую, им важно не тратить время на решение проблем, замену приставок или настройку каналов. Мы в подписках на 56-м борту ввели бесплатное техническое обслуживание. Если у абонента возникла проблема, он вызывает мастера, тот приезжает и все решает. Отзывы отличные.

Приезжает куда угодно?

— Уникальность данного сервиса состоит в том, что мы смогли выстроить масштабную сеть монтажников. На сегодня это более 600 организаций и индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают более 24 000 уникальных адресов в самых удаленных частях страны. И этот список постоянно пополняется. Для самых труднодоступных населенных пунктов у нас работает индивидуальный подход, ни один из участников программы не останется без внимания.

И мы продолжаем развивать агентский канал, который помогает нам расширять рынок. Агенты, как правило, работают на дальних территориях, где нет дилеров. Агентский канал мобильнее дилерского, поэтому мы можем оперативно запускать с агентами различные активности. Абонент сам бы, возможно, еще долго решался и сомневался: «Да кто ко мне поедет, кого я тут найду?». А наши специалисты приехали и говорят: «Сейчас мы все поставим, через два часа будет работать».

Место в будущем

Телевидение в 2023 году — это не устаревающая технология? Ведь есть интернет: открывай и смотри что хочешь.

— Кто-то просто хочет включить телевизор, чтобы он работал фоном полдня, а другой осознано выбирает контент, ценит многообразие и смотрит, не отрываясь от экрана. Нам есть, что предложить обоим. У интернета определённые проблемы с доступностью: не везде он проведен вообще, и тем более с высокой скоростью. А спутниковое телевидение доступно в любой точке страны, даже там, где по объективным причинам никогда не появится интернет, где проводить его нецелесообразно. И по качеству ТВ опять же выигрывает: вместо видео в 240p с подвисаниями полноценный НD на большом экране. Вот и получается, что спутниковое ТВ решает и проблему выбора, и проблему доступности, и проблему качества картинки.

Телевидение будто всегда в борьбе. Сначала ждали, сможет ли оно выжить, когда появился интернет. Сейчас соперник — стриминговые платформы. Каков ваш прогноз для спутникового ТВ — позитивный или негативный?

— Смежные технологии очень сильно влияют на рынок. Надо понимать, что тех темпов развития, которые были раньше, у спутникового телевидения уже не будет, поэтому требуется перезапуск.

Каким он должен быть?

— Беспрецедентным и прогрессивным. Сейчас в стране нет безлимитных мобильных интернет-тарифов, ТВ на телефоне не посмотришь, строительство кабельных сетей идет не такими быстрыми темпами. Технология спутникового телевидения возвращает свою актуальность. Грамотный оператор не стоит на месте, запускает новые сервисы и использует возможности для развития.