Сюжет
Совместный проект
К главной

Марина Гаспарян, «Триколор»: «В 2024 году в топе будет семейное кино»

Зрители всё чаще ищут безопасный контент: семейные фильмы, советскую классику и мелодрамы. О тенденциях телесмотрения поговорили с директором по производству контента «Триколор».
Марина Гаспарян
Марина Гаспарян
Директор по производству контента компании «Триколор». Отвечает за то, что будут смотреть зрители собственных телеканалов оператора

Аудитория смотрит кино и сериалы

У «Триколор» есть своя система измерения телесмотрения. Что она показала в 2023 году?

Общественно-политические программы и новости, которые вышли на первый план в 2022 году, сдают позиции в 2023-м. Их место занимают кино и сериалы. Детский, спортивный, музыкальный или любой другой тематический контент хоть и с небольшим снижением, но почти удерживает свои показатели. Важно то, что зрители все чаще переходят с бесплатных мультиплексов на киноканалы.

Какие сюжеты больше нравятся зрителям?

Широкую аудиторию привлекает семейный формат: комедия или приключения, возможно, с долей сказочности, о простых человеческих ценностях, радостях и печалях. Подобные картины, как правило, собирают у экрана и детей, и взрослых. Их ключевое преимущество состоит в том, что в сюжет заложены линии и смыслы, направленные на разновозрастную аудиторию. Неважно, в формате фильма или сериала реализована такая концепция. Основной посыл семейного контента — совместный просмотр, развлечение, ощущение волшебства и вера в чудо, создание уютной атмосферы.

Одними из самых популярных фильмов на телеканалах собственного производства «Триколор» по итогам 2023 года, с высокой степенью вероятности, станут такие популярные сказки, как «Морозко», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Королевство кривых зеркал», «Снежная королева» и другие. Эти фильмы ориентированы на всю семью, поэтому сказки всегда собирают широкую аудиторию и приносят высокую долю телесмотрения. Это отличный, стабильно работающий контент.

В сериальной продукции такие успешные примеры тоже есть. Например, на телеканале «Дом кино» одним из самых популярных проектов, согласно нашим измерениям, являЕтся сериал «Сваты». Очень легкий сериал — домашний, веселый, добрый, с отличными актерами, которых наша публика очень любит.

Зритель хочет многосерийных крепких отношений

Кино и сериалы люди любят одинаково?

Кино — это своеобразная вспышка как в эфирной сетке, так и в системе развлечений зрителя. Кино смотрят, с одной стороны, ради зрелища, ради художественной составляющей, а с другой стороны, для того чтобы на два часа отстраниться от повседневных забот, получить эмоциональную разрядку, увидеть сюжет, который в твоей реальной жизни вряд ли развернется. Словом, это яркое в визуальном и эмоциональном плане событие на один вечер. Сериалы же, как более длинные форматы, приходят в жизнь зрителя каждый день. Герои становятся родными, практически членами семьи, а просмотр органично встраивается в рутину. Более того, нередки случаи, когда ежедневное расписание специально подстраивается под время выхода сериала. Просмотр сериала — это эмоция, многократно растянутая во времени. Зритель день ото дня словно проживает параллельную жизнь опосредованно, через любимого героя. Отдельным удовольствием становится предвкушение новой серии, которая даст больше информации о героях, раскроет больше секретов.

Чем больше серий, тем лучше?

Как правило, количество эпизодов не гарантирует, что сериал вам понравится. Другое дело, что количество эпизодов можно воспринимать как маркер успешности сериала среди целевой аудитории. Но эта аудитория может быть как широкой, так и узкой, представляющей какой-то сегмент всей зрительской аудитории. Кроме того, далеко не все сериалы можно растянуть на большое количество серий. Попытки сделать это могут привести к обратному эффекту, когда искусственно растянутый сюжет обретет некоторую пустоту — зритель на это сразу же отреагирует. Поэтому в мировом кинофонде существуют как короткие сериалы, которые с пилотного эпизода становятся востребованными у широкой аудитории, так и длинные — успешные, но среди узкой аудитории.

Турецкие сериалы в этом году сохранили лидирующие позиции?

Да, они стабильно показывают хорошие цифры, но сейчас вышли на плато. В 2019 году мы показали сериал «Ветреный». Он был одним из первых турецких сериалов на собственных телеканалах «Триколор», настолько свежим и необычным, что рейтинги сериала превысили среднюю долю канала в четыре с лишним раза. С тех пор турецкий контент занял свою нишу, и многие телеканалы стали его транслировать. Но предложение растет быстрее, чем спрос. Турецкие сериалы смотрят все еще хорошо, но, согласно нашим измерениям, прежнего ажиотажа уже нет.

Чем вы объясняете успех турецких сериалов? Это экзотика для россиян?

Если бы дело было в экзотичности, тогда столь же высокие показатели давали бы и турецкие детективы или боевики. А популярность набирают именно романтические истории, мелодрамы. Сценаристы и продюсеры отлично прочувствовали свою целевую аудиторию, попали в ее боли и запросы, подобрали правильные сюжеты и актеров. Все это вместе работает на сто процентов. У турецких детективов меньше шансов собрать такую же высокую долю телесмотрения, как у сериалов «Не отпускай мою руку», «Марашанец» или «Балканская колыбельная». Но среди турецких романтических историй тоже есть градация: одни сериалы оказываются более успешными, чем другие, хотя сняты они в одном жанре и направлены на одну целевую аудиторию.

Говоря о турецком и любом другом иностранном сериале, стоит упомянуть локализацию. Важен не только грамотный перевод и подбор актеров озвучания. Нужно правильно локализовать название сериала, особенно если его дословный перевод ничего не говорит российскому зрителю. Иногда неверная адаптация названия может стать причиной того, что целевая аудитория не обратит внимания на этот контент.

Набирают популярность корейские дорамы. Показывают ли они высокие рейтинги на ТВ?

Аудитория у такого контента меньше, чем у турецких сериалов. Это молодые люди, которые чаще всего смотрят корейский контент в интернете. Поэтому с турецкими сериалами по рейтингам дорамы не сравнятся — для телевизионной парадигмы это разные лиги.

Важны не только грамотный перевод и подбор актеров озвучания

В октябре у «Триколор» появился собственный телеканал «Лавстори». Что на нем можно увидеть?

Мы решили создать канал с несколькими романтическими сериалами в сетке. Показываем латиноамериканские, азиатские, европейские многосерийные ленты, большинство из которых — в нашей эксклюзивной озвучке. Стартовали с турецкой премьеры «По имени Весна». В ней зрители найдут эмоциональный сюжет, красивейших актеров и проживут с героями много трудностей.

На какую аудиторию делаете ставку?

На молодых людей, преимущественно женщин, в возрасте 18–34 лет. В библиотеку телеканала мы включили более легкий контент с интересным сюжетом, который не уходит в сложную психологическую драму.

Уже можно говорить, какие показатели у канала?

У «Лавстори» хорошее среднее время смотрения — это один из ключевых показателей, за которым мы следим особенно пристально. В первую неделю после запуска телеканала среднее время смотрения составляло 40 минут в день, сейчас это уже 100 минут. Это означает, что аудитория телеканала очень лояльная. Она знает, зачем она пришла на телеканал, и находит здесь то, ради чего пришла.

Погони и перестрелки уходят в прошлое

Какую часть телевизионного рынка занимают российские сериалы?

Смотря в каких единицах измерения считать. Если переводить все в часы, то отечественные сериалы будут заметно опережать зарубежные. На собственных телеканалах «Триколор» российского контента заметно больше, чем зарубежного.

Есть такая шутка про российские сериалы, что все они про полицию и преступность. Еще пять-десять лет назад так точно было. Как сейчас?

Да, тема популярная: в ней заложен конфликт, есть динамика, экшен, всегда четко понятно, где хорошие — свои, а где плохие. Найдется место для подвига, дружбы, любви, и практически всегда добро побеждает. Большинство таких сериалов снято 10–20 лет назад, сейчас много и других тем. Но сериалы про полицию, следователей и ищеек пока в топе телесмотрения. Не на первых местах, но показывают высокие рейтинги.

А кто на первых?

Советские полнометражные фильмы всегда на первых строчках. Первые места традиционно за золотой классикой советского кинематографа. Это фильмы, сказки, многосерийные телефильмы. Они собирают самую активную телевизионную аудиторию — возрастные группы 35–54 и 55+.

В киноклассике зритель ищет покой

Как отбираете контент в эфирную сетку? Что имеет значение: каст, бюджет, результаты проката?

Нет одного критерия, который гарантирует высокие рейтинги. Один из показателей востребованности фильма — кассовые сборы. Но большая часть контента не попадает в прокат. Хорошие актеры, именитые режиссеры и сценаристы, баснословные бюджеты — это все важные маркеры гипотетического успеха, но он не гарантирован.

При отборе контента мы опираемся на свою экспертизу и профессиональную интуицию. Наша редакция хорошо понимает аудиторию каждого из собственных телеканалов. Мы постоянно изучаем потребности наших зрителей, стремимся проникнуть в глубину ценностей и запросов аудитории. Мы знаем, какое кино наши зрители выберут с большей вероятностью, когда они одни, а что включат, когда проводят время с семьей; что посмотрят, когда хотят расслабиться или порефлексировать.

И чего же хотят зрители чаще всего?

Отрешиться от проблем, отвлечься. Им нужно место, где тепло, хорошо и уютно, любимые люди, знакомые ощущения, добрые сюжеты.

Поэтому в ноябре 2023 года «Триколор» запустил канал «Советская киноклассика»?

Мы учитываем тенденции: у наиболее лояльной телевизионной аудитории в топе предпочтений именно советский кинофонд. В библиотеке телеканала «Советская киноклассика» свыше 1,5 тыс. часов фильмов, это обширная библиотека киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького и «Ленфильма».

Какие популярные фильмы все точно придут смотреть?

Люди любят добрые советские комедии, например «Полосатый рейс», «Три плюс два», «Соломенная шляпка». Эти фильмы уже давно ушли в народ и разошлись на цитаты, в любой момент жизни можно их включить и отдохнуть. Это так называемый безопасный контент: люди чувствуют себя защищенно и комфортно. Также всегда очень высокие показатели у «Шерлока Холмса», «Семнадцати мгновений весны», «Офицеров» — хотя это все-таки более вдумчивое смотрение. Одна из важных характеристик советской библиотеки — это почти стопроцентная досматриваемость. Если зритель включил советский фильм, он точно досидит до титров — мы это видим, когда анализируем среднее время смотрения слотов с советским контентом.

Но ведь советские фильмы все и так знают наизусть, какой интерес их снова смотреть?

Вместе с советскими фильмами можно поностальгировать. Они заполняют пространство знакомым аудиосопровождением. На фоне может играть музыка, а может — любимый фильм. В кругу семьи телеканал дополняет домашнюю атмосферу знакомым и родителям, и детям уютным фильмом.

А какая перспектива развития телеканала, ведь новый контент не появляется?

У нас очень большая библиотека, которая включает в себя как золотые хиты, так и «неизвестные шедевры», как мы их называем внутри команды. В библиотеке советского кино очень много качественных лент, которые попадают в телеэфир не так часто, как они того заслуживают. Мы хотим познакомить нашу аудиторию с этими картинами, поскольку есть предположение, что телесмотрение у фильмов будет впечатляющим.

Какой прогноз на 2024 год? Какой контент точно не выйдет из моды?

Думаю, в ближайший год будет наблюдаться тренд на семейное смотрение. Спросом будут пользоваться турецкие сериалы, а также семейные полнометражные фильмы, советская киноклассика и сказки. Ставку мы делаем на контент, отвлекающий от проблем дома и на работе, а также на картины, которые смотрят всей семьей. Контент, которому удастся понравиться одновременно родителям и детям, будет в топе как на телевидении, так и в кинопрокате.